Спецпроект

Есть разница

Почему нам приходится меряться зарплатами и при чём здесь социальное неравенство
Распределение зарплат по Москве
Профессия

Воспитатель


Лилия Б., 28 лет
Профессия
Воспитатель
Лилия Б., 28 лет
Оклад (без категории)

26 000 руб


График работы

5/2

36 часов в неделю





Зарплата в % от медианы

57%


Зарплата / прожиточный минимум

2.5 раза


Средняя зарплата педагогических работников дошкольных

учреждений в Москве


49 092 руб

В ходе реформы образования школы и прилежащие к ним детские сады были объединены в учебные комплексы. Теперь в один учебный комплекс входят несколько школ и несколько детских садов. Соответственно, у них единая система управления: уже год я работаю воспитателем группы продлённого дня, а раньше два года работала воспитателем в детском саду того же учебного комплекса.

Мой оклад в двадцать шесть тысяч — минимальная цифра для тех работников детского сада, у кого нет педагогической категории. Большинство моих коллег, имеющих категорию, получают больше, до сорока тысяч. Сейчас я учусь на психолога, но и те, у кого профильный диплом дошкольного педагога, не могут получить первую категорию сразу.

Если говорить о сложностях работы, то первое, что бросается в глаза — несоответствие зарплаты и предъявляемых требований. Сотрудники вынуждены выполнять те обязанности, которые нигде не прописаны и никак не оплачиваются. Сюда же относится авральный режим работы.

График сейчас пока ещё держится в рамках 36-часовой рабочей недели. Соответственно, по пятидневке это получается семь с чем-то часов в день. В реальности выходит больше — часто приходится задерживаться до восьми часов, потому что всегда нужно успеть заполнить документацию, подготовиться к следующему занятию. Отдельную нагрузку составляет подготовка к праздникам.

В группе бывает от двадцати пяти до тридцати человек. Детский сад подстраивается под график большинства граждан и работает с семи утра до семи вечера. Воспитатель, соответственно, приходит либо в первую, либо во вторую смену. Когда кто-то из сотрудников выпадает, приходится работать в две смены. Конечно, есть ещё помощник воспитателя, но в его обязанности не входит общение с детьми, только поддержание порядка: раскладывание еды, уборка помещений и так далее.

Сейчас график работы воспитателей хотят изменить. Насколько я знаю, в нескольких учебных комплексах экспериментально уже внедрена новая система. Старый же, ещё советский, порядок предполагает, что на одну группу детей приходятся два воспитателя. Они работают посменно, но вместе заполняют документацию и планируют занятия с детьми. По новой системе, в связи со снижением финансирования, предполагается трёх воспитателей ставить на две группы. Получается, что один человек будет вынужден заполнять в два раза больше документации, брать на себя в два раза больше обязанностей (в том числе по работе с родителями) и получать фактически ту же самую зарплату.

С детьми занимаются по стандартной программе («От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы — прим. ред.), рассчитанной на все возрастные группы детей — от первой младшей до подготовительной. Притом воспитатели не обязаны готовить детей к школе, так как программа не предполагает преемственности. Подготовка к первому классу происходит в той школе, куда распределяют ребёнка, или же где-то индивидуально, по решению родителей.

В самих детских садах есть внебюджетные услуги. Практически все кружки — платные. Дополнительные бесплатные услуги доступны не всем. Например, занятия с логопедом. Формально логопед в учебном комплексе есть, но бесплатно он работает только с детьми, имеющими серьёзные нарушения речи. А медицинская сестра… Когда я работала первый год, то есть три года назад, медсестра была в каждом садике. После массового увольнения медицинских работников на несколько садов приходится одна медсестра. Если дети получили травмы, а медсестры на месте нет — это безвыходная ситуация. Происходит такое редко, но всё время есть ощущение уязвимости: это маленькие дети, с ними в любой момент может случиться всё, что угодно. Когда никто не может им помочь, это создаёт нервозную обстановку. Оказывать медицинскую помощь воспитатели формально не имеют права. Нельзя даже обрабатывать раны, но, естественно, это всё равно делается.

Что касается детей с особенностями развития, то раньше для них были специализированные сады. Теперь такие дети начинают потихоньку поступать в обычные. По факту, с ними должны работать соответствующие профессионалы, в том числе дефектологи. Но этим вынуждены заниматься штатные воспитатели. Такая ситуация создаёт огромные сложности: один ребёнок отвлекает на себя столько внимания воспитателя, сколько вся остальная группа вместе взятая. Процесс адаптации в детском саду, конечно, проходят все, но особенные дети адаптируются тяжелее и, если говорить честно, не всегда успешно.

Сейчас существует этически довольно неприятная практика: дело в том, что сотрудников школ и детских садов могут увольнять по жалобам родителей. При этом внимание обращается только на факт жалобы, а не на её содержание. Даже если жалоба касается какой-то мелочи, но поступила она не заведующему или директору учебного заведения, а непосредственно в Департамент образования, это автоматически означает, что сотрудника уволят. Спорить с этим бывает сложно, потому что система предполагает увольнение «как бы по собственному желанию», но на самом деле оно, конечно, не собственное. Альтернатива — увольнение по статье. Как правило, человеку проще уволиться самому, чем доказывать свою компетентность комиссии. За два года у нас так «уволились» несколько человек.

Если же говорить субъективно, несмотря на то, что с детьми работать довольно трудно и утомительно, бывают и приятные моменты, забавные ситуации: они растут, и за их развитием интересно наблюдать.
В ходе реформы образования школы и прилежащие к ним детские сады были объединены в учебные комплексы. Теперь в один учебный комплекс входят несколько школ и несколько детских садов. Соответственно, у них единая система управления: уже год я работаю воспитателем группы продлённого дня, а раньше два года работала воспитателем в детском саду того же учебного комплекса.

Мой оклад в двадцать шесть тысяч — минимальная цифра для тех работников детского сада, у кого нет педагогической категории. Большинство моих коллег, имеющих категорию, получают больше, до сорока тысяч. Сейчас я учусь на психолога, но и те, у кого профильный диплом дошкольного педагога, не могут получить первую категорию сразу.

Если говорить о сложностях работы, то первое, что бросается в глаза — несоответствие зарплаты и предъявляемых требований. Сотрудники вынуждены выполнять те обязанности, которые нигде не прописаны и никак не оплачиваются. Сюда же относится авральный режим работы.

График сейчас пока ещё держится в рамках 36-часовой рабочей недели. Соответственно, по пятидневке это получается семь с чем-то часов в день. В реальности выходит больше — часто приходится задерживаться до восьми часов, потому что всегда нужно успеть заполнить документацию, подготовиться к следующему занятию. Отдельную нагрузку составляет подготовка к праздникам.

В группе бывает от двадцати пяти до тридцати человек. Детский сад подстраивается под график большинства граждан и работает с семи утра до семи вечера. Воспитатель, соответственно, приходит либо в первую, либо во вторую смену. Когда кто-то из сотрудников выпадает, приходится работать в две смены. Конечно, есть ещё помощник воспитателя, но в его обязанности не входит общение с детьми, только поддержание порядка: раскладывание еды, уборка помещений и так далее.

Сейчас график работы воспитателей хотят изменить. Насколько я знаю, в нескольких учебных комплексах экспериментально уже внедрена новая система. Старый же, ещё советский, порядок предполагает, что на одну группу детей приходятся два воспитателя. Они работают посменно, но вместе заполняют документацию и планируют занятия с детьми. По новой системе, в связи со снижением финансирования, предполагается трёх воспитателей ставить на две группы. Получается, что один человек будет вынужден заполнять в два раза больше документации, брать на себя в два раза больше обязанностей (в том числе по работе с родителями) и получать фактически ту же самую зарплату.

С детьми занимаются по стандартной программе («От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы — прим. ред.), рассчитанной на все возрастные группы детей — от первой младшей до подготовительной. Притом воспитатели не обязаны готовить детей к школе, так как программа не предполагает преемственности. Подготовка к первому классу происходит в той школе, куда распределяют ребёнка, или же где-то индивидуально, по решению родителей.

В самих детских садах есть внебюджетные услуги. Практически все кружки — платные. Дополнительные бесплатные услуги доступны не всем. Например, занятия с логопедом. Формально логопед в учебном комплексе есть, но бесплатно он работает только с детьми, имеющими серьёзные нарушения речи. А медицинская сестра… Когда я работала первый год, то есть три года назад, медсестра была в каждом садике. После массового увольнения медицинских работников на несколько садов приходится одна медсестра. Если дети получили травмы, а медсестры на месте нет — это безвыходная ситуация. Происходит такое редко, но всё время есть ощущение уязвимости: это маленькие дети, с ними в любой момент может случиться всё, что угодно. Когда никто не может им помочь, это создаёт нервозную обстановку. Оказывать медицинскую помощь воспитатели формально не имеют права. Нельзя даже обрабатывать раны, но, естественно, это всё равно делается.

Что касается детей с особенностями развития, то раньше для них были специализированные сады. Теперь такие дети начинают потихоньку поступать в обычные. По факту, с ними должны работать соответствующие профессионалы, в том числе дефектологи. Но этим вынуждены заниматься штатные воспитатели. Такая ситуация создаёт огромные сложности: один ребёнок отвлекает на себя столько внимания воспитателя, сколько вся остальная группа вместе взятая. Процесс адаптации в детском саду, конечно, проходят все, но особенные дети адаптируются тяжелее и, если говорить честно, не всегда успешно.

Сейчас существует этически довольно неприятная практика: дело в том, что сотрудников школ и детских садов могут увольнять по жалобам родителей. При этом внимание обращается только на факт жалобы, а не на её содержание. Даже если жалоба касается какой-то мелочи, но поступила она не заведующему или директору учебного заведения, а непосредственно в Департамент образования, это автоматически означает, что сотрудника уволят. Спорить с этим бывает сложно, потому что система предполагает увольнение «как бы по собственному желанию», но на самом деле оно, конечно, не собственное. Альтернатива — увольнение по статье. Как правило, человеку проще уволиться самому, чем доказывать свою компетентность комиссии. За два года у нас так «уволились» несколько человек.

Если же говорить субъективно, несмотря на то, что с детьми работать довольно трудно и утомительно, бывают и приятные моменты, забавные ситуации: они растут, и за их развитием интересно наблюдать.
Герои