Алекс Фернос — Op-Ed

Штат Аляска раздаёт нефтяные доходы гражданам. К чему это приводит?

О влиянии безусловного базового дохода на занятость на примере Аляски
Robins, P. K. (1985): "A Comparison of the Labor Supply Findings from the Four Negative Income Tax Experiments," The Journal of Human Resources, 20, 567−582
и
Price, D. J. and J. Song (2016): "The Long-Term Effects of Cash Assistance: A Forty-Year Follow-up of the Income Maintenance Experiments," Unpublished
Cesarini, D., E. Lindqvist, M. J. Notowidigdo, and R. Ostling (Forthcoming):"The effect of wealth on individual and household labor supply: evidence from Swedish lotteries," American Economic Review
Imbens, G. W., D. B. Rubin, and B. I. Sacerdote (2001): "Estimating the Effect of Unearned Income on Labor Earnings, Savings, and Consumption: Evidence from a Survey of Lottery Players," American Economic Review, 91, 778−794
и
Cesarini, D., E. Lindqvist, M. J. Notowidigdo, and R. Ostling (Forthcoming):"The effect of wealth on individual and household labor supply: evidence from Swedish lotteries," American Economic Review
Maggio, D., Marco, and A. Kermani (2016): "The Importance of Unemployment Insurance as an Automatic Stabilizer," SSRN Scholarly Paper ID 2 575 434, Social Science Research Network, Rochester, NY
Cunha, J., G. De Giorgi, and S. Jayachandran (Forthcoming): "The Price of Effects of Cash Versus In-Kind Transfers," Review of Economic Studies
Nichols, A. and J. Rothstein (2016): "The Earned Income Tax Credit," in Economics of Means-Tested Transfer Programs in the United States, ed. by R. A. Moffitt, Chicago: University of Chicago Press, vol. 1, chap. 2, 137−218
Влияние перераспределения доходов на рынок труда исследуется во многих аспектах: налогообложение, пособия, государственные пенсионные фонды. Недавно интерес к подобным исследованиям получил новый всплеск в связи с дискуссией о безусловном базовом доходе. Экспериментальных данных о безусловном базовом доходе немного, только Финляндия и провинция Онтарио в Канаде решились на проведение масштабного эксперимента с  его внедрением.

Одним из главных аргументов против безусловного базового дохода является то, что он будет снижать у людей желание выходить на работу из-за «эффекта дохода». Ряд исследований, базирующихся на экспериментах с отрицательным налогом на доход в 70-х и данные по людям, выигравшим в лотерею, оценивают «эффект дохода» в размере минус 0.1 для развитых стран, то есть увеличение на 10% доходов не за счёт работы снижает заработанный доход на 1%.

Такие исследования, как изучение лотерейных выигрышей и постоянных дивидендов Восточному племени индейцев Чероки, охватывают небольшое число людей и позволяют оценить микроэффекты. Эксперименты с негативным налогом на доход охватывают целые муниципалитеты, но их длительность не превышает 3-5 лет. Однако предполагается, что безусловный базовый доход будет воздействовать на равновесие на рынке труда и, вероятно, поменяет долгосрочные ожидания. В настоящее время мало что известно о долгосрочных макроэффектах такой политики.

Дэймон Джонс и Иоанна Маринеску из Национального бюро экономических исследований использовали данные Аляски для изучения влияния денежных выплат на безработицу в целом и на долю работников, занятых неполный рабочий день, на длительном периоде. Недавно вышла их статья «Влияние на рынок труда безусловных и постоянных денежных выплат: данные из Постоянного Фонда Аляски», в которой они представили результаты.

В 1970-х годах, когда началась серьезная добыча и продажа нефти из северного региона Аляски, в штат пошёл значительный поток доходов. Однако возникли вопросы после того, как законодатели быстро потратили большой куш в размере почти 900 миллионов долларов. Кроме того, жители были обеспокоены тем, что сильная зависимость от нефтяных доходов во время бума приведёт к нежелательному дефициту во время снижения производства. В ответ был учреждён Постоянный Фонд Аляски. Общая структура фонда была изложена в поправке к Конституции штата:

«Не менее двадцати пяти процентов от всей ренты, лицензионных отчислений, выдачи лицензий на использование недр, федеральных доходов с добычи, включающих платежи и бонусы, получаемые штатом, должны быть помещены в постоянный фонд, который принципиально должен использоваться только для приносящих доход инвестиций, которые специально определены законом как отвечающие требованиям постоянного инвестиционного фонда. Все доходы из постоянного фонда должны размещаться в общем фонде, если законом не предусмотрено иное».

Фонд был создан с целью диверсификации доходов Аляски через более широкое инвестирование, чтобы гарантировать, что текущий доход будет частично сохранён для будущих поколений, и благоразумно ограничить расходы правительства штата. Фонд управляется Сообществом Постоянного Фонда Аляски и на текущий момент составляет $61,4 млрд.

С 1982 года часть доходов Постоянного Фонда Аляски стала распределяться между всеми жителями Аляски в форме дивидендов фонда. Дивиденды составляют приблизительно 10% от средних доходов за предыдущие пять лет и распределены равномерно по годам. Номинальная величина дивидендов была низкой — $331на одного человека в 1984 году. С 1996 года она в целом превышала $1000 и достигла пика в 2015 году в размере $2 072. Для того, чтобы получать выплаты, нужно прожить на Аляске по крайне мере 12 месяцев.

Существует ряд исключений на право получения. Например, люди, которые попали в тюрьму, лишаются этого права на период тюремного заключения. С другой стороны, беженцы и люди, которые не являются гражданами, но проживают постоянно, имеют право на выплаты. Эти выплаты являются по сути безусловными — каждый вне зависимости от возраста получает деньги в октябре каждого года на отдельный счёт. И как отмечают Дэймон Джонс и Иоанна Маринеску, условия выплат на Аляске наилучшим образом подходят для исследования влияния безусловного базового дохода в сравнении с другими случаями.

Опросы, проведённые в марте и апреле 2017 года, показали, что эти дивиденды популярны и являются существенными для жителей Аляски. Например, 40% респондентов указывают, что ежегодные дивиденды являются хорошим делом и немного изменили их жизнь за последние 5 лет, в то время как только 20% говорят об отсутствии изменений. Интересно, что на вопрос о влиянии дивидендов на желание работать 55% респондентов ответили отрицательно (не влияют), 21% положительно и 16% негативно (плохо влияют).

Для оценки эффекта от введения выплат авторы использовали регулярные опросы населения на длительном периоде времени. Для того, чтобы исключить факторы, которые не связаны с введением выплат на Аляске, в исследование использовались данные ещё по 50 штатам и округу Колумбия. По занятости были использованы Серии объединённых микроданных для общего пользования (Integrated Public Use Microdata Series — IPUMS). Эти данные представляют собой 48 686 169 наблюдений с июля 1977 года по июнь 2015. Для оценки времени работы использовались опросы по объединённым повторно обследуемым социальным группам (CPS Merged Outgoing Rotation Groups). Они включали 7 206 411 наблюдений с июля 1979 года по июнь 2015 года. При анализе люди были разделены на 4 возрастные группы. Учитывалось распределение по уровню образования и по основным отраслям.

Анализ данных по занятости в целом не выявил какого-либо влияния выплат. По доле работников, занятых неполный рабочий день, не было найдено особого различия в первые два года после введения выплат, но в дальнейшем обнаруживается рост воздействия по времени. Среднее увеличение доли работников, занятых неполный рабочий день, составило 1,8 процентных пункта. Это соответствует увеличению на 17% по сравнению с периодом до введения дивидендов. Авторы также проанализировали фиксируемое время работы за неделю для наёмных работников. Как они отмечают, объёмы данных по времени работы не позволяют с большой степенью надёжности оценить влияние выплат. Тем не менее, ориентируясь на результаты по неполному рабочему дню, они оценивают эффект в размере не более одного часа в неделю. В случае группировки результатов по половому признаку видно, что увеличение доли работников, работающих неполный рабочий день, сильнее связано с женщинами — увеличение для них составляет 2,2 процентных пункта, в то время как для мужчин — 0,8 процентных пункта.

Хотя теория и некоторые оценки предполагают, что рост доходов приводит к снижению занятости и общего рабочего времени, авторы не нашли таких фактов. Нулевой эффект по занятости может быть объяснён общим позитивным ответом, смещающим негативный эффект дохода. Безусловные денежные выплаты, возможно, приводят к увеличению потребления, что увеличивает спрос на рабочую силу, как предполагается, в неторгуемом секторе и смягчает потенциальное снижение занятости. Существует ряд фактов, основанных на исследовании роста страховых выплат по безработице во время Великой Депрессии, указывающие на существование такого механизма. Найдено также смещение в спросе на местные товары в результате выплат. Для проверки авторы провели отдельно оценки для торгуемого и неторгуемого секторов Аляски. Как показывают результаты, снижение занятости и увеличение доли работников с неполным рабочим днем заметно в торгуемом секторе, в то время как для неторгуемого «эффект дохода» не обнаружен.

Конечно, выплата в размере $2000 на человека в год не является значительной суммой, и эффекты на рынок труда могут быть слишком слабыми в случае Аляски. Тем не менее, если, например, взять семью из четырёх человек, то общая выплата семье составит $8 000, что уже является значительной суммой. Такого же порядка суммы в случае налогового кредита на заработанный доход (Earned Income Tax Credit — EITC) показали заметное влияние на занятость. В других подробных исследованиях, например в работе Цесарини и других, не смогли найти убедительные доказательства нелинейности в «эффекте дохода». Таким образом, выплаты большей величины могут давать аналогичные эффекты.

Как видно, введение безусловного базового дохода может иметь разные последствия для времени работы и занятости в целом. В случае Аляски эффект на занятость оказался нулевым. И только при анализе данных по работникам, занятым неполный рабочий день, обнаруживается влияние выплат.
Влияние перераспределения доходов на рынок труда исследуется во многих аспектах: налогообложение, пособия, государственные пенсионные фонды. Недавно интерес к подобным исследованиям получил новый всплеск в связи с дискуссией о безусловном базовом доходе. Экспериментальных данных о безусловном базовом доходе немного, только Финляндия и провинция Онтарио в Канаде решились на проведение масштабного эксперимента с  его внедрением.

Одним из главных аргументов против безусловного базового дохода является то, что он будет снижать у людей желание выходить на работу из-за «эффекта дохода». Ряд исследований, базирующихся на экспериментах с отрицательным налогом на доход в 70-х и данные по людям, выигравшим в лотерею, оценивают «эффект дохода» в размере минус 0.1 для развитых стран, то есть увеличение на 10% доходов не за счёт работы снижает заработанный доход на 1%.

Такие исследования, как изучение лотерейных выигрышей и постоянных дивидендов Восточному племени индейцев Чероки, охватывают небольшое число людей и позволяют оценить микроэффекты. Эксперименты с негативным налогом на доход охватывают целые муниципалитеты, но их длительность не превышает 3-5 лет. Однако предполагается, что безусловный базовый доход будет воздействовать на равновесие на рынке труда и, вероятно, поменяет долгосрочные ожидания. В настоящее время мало что известно о долгосрочных макроэффектах такой политики.

Дэймон Джонс и Иоанна Маринеску из Национального бюро экономических исследований использовали данные Аляски для изучения влияния денежных выплат на безработицу в целом и на долю работников, занятых неполный рабочий день, на длительном периоде. Недавно вышла их статья «Влияние на рынок труда безусловных и постоянных денежных выплат: данные из Постоянного Фонда Аляски», в которой они представили результаты.

В 1970-х годах, когда началась серьезная добыча и продажа нефти из северного региона Аляски, в штат пошёл значительный поток доходов. Однако возникли вопросы после того, как законодатели быстро потратили большой куш в размере почти 900 миллионов долларов. Кроме того, жители были обеспокоены тем, что сильная зависимость от нефтяных доходов во время бума приведёт к нежелательному дефициту во время снижения производства. В ответ был учреждён Постоянный Фонд Аляски. Общая структура фонда была изложена в поправке к Конституции штата:

«Не менее двадцати пяти процентов от всей ренты, лицензионных отчислений, выдачи лицензий на использование недр, федеральных доходов с добычи, включающих платежи и бонусы, получаемые штатом, должны быть помещены в постоянный фонд, который принципиально должен использоваться только для приносящих доход инвестиций, которые специально определены законом как отвечающие требованиям постоянного инвестиционного фонда. Все доходы из постоянного фонда должны размещаться в общем фонде, если законом не предусмотрено иное».

Фонд был создан с целью диверсификации доходов Аляски через более широкое инвестирование, чтобы гарантировать, что текущий доход будет частично сохранён для будущих поколений, и благоразумно ограничить расходы правительства штата. Фонд управляется Сообществом Постоянного Фонда Аляски и на текущий момент составляет $61,4 млрд.

С 1982 года часть доходов Постоянного Фонда Аляски стала распределяться между всеми жителями Аляски в форме дивидендов фонда. Дивиденды составляют приблизительно 10% от средних доходов за предыдущие пять лет и распределены равномерно по годам. Номинальная величина дивидендов была низкой — $331на одного человека в 1984 году. С 1996 года она в целом превышала $1000 и достигла пика в 2015 году в размере $2 072. Для того, чтобы получать выплаты, нужно прожить на Аляске по крайне мере 12 месяцев.

Существует ряд исключений на право получения. Например, люди, которые попали в тюрьму, лишаются этого права на период тюремного заключения. С другой стороны, беженцы и люди, которые не являются гражданами, но проживают постоянно, имеют право на выплаты. Эти выплаты являются по сути безусловными — каждый вне зависимости от возраста получает деньги в октябре каждого года на отдельный счёт. И как отмечают Дэймон Джонс и Иоанна Маринеску, условия выплат на Аляске наилучшим образом подходят для исследования влияния безусловного базового дохода в сравнении с другими случаями.

Опросы, проведённые в марте и апреле 2017 года, показали, что эти дивиденды популярны и являются существенными для жителей Аляски. Например, 40% респондентов указывают, что ежегодные дивиденды являются хорошим делом и немного изменили их жизнь за последние 5 лет, в то время как только 20% говорят об отсутствии изменений. Интересно, что на вопрос о влиянии дивидендов на желание работать 55% респондентов ответили отрицательно (не влияют), 21% положительно и 16% негативно (плохо влияют).

Для оценки эффекта от введения выплат авторы использовали регулярные опросы населения на длительном периоде времени. Для того, чтобы исключить факторы, которые не связаны с введением выплат на Аляске, в исследование использовались данные ещё по 50 штатам и округу Колумбия. По занятости были использованы Серии объединённых микроданных для общего пользования (Integrated Public Use Microdata Series — IPUMS). Эти данные представляют собой 48 686 169 наблюдений с июля 1977 года по июнь 2015. Для оценки времени работы использовались опросы по объединённым повторно обследуемым социальным группам (CPS Merged Outgoing Rotation Groups). Они включали 7 206 411 наблюдений с июля 1979 года по июнь 2015 года. При анализе люди были разделены на 4 возрастные группы. Учитывалось распределение по уровню образования и по основным отраслям.

Анализ данных по занятости в целом не выявил какого-либо влияния выплат. По доле работников, занятых неполный рабочий день, не было найдено особого различия в первые два года после введения выплат, но в дальнейшем обнаруживается рост воздействия по времени. Среднее увеличение доли работников, занятых неполный рабочий день, составило 1,8 процентных пункта. Это соответствует увеличению на 17% по сравнению с периодом до введения дивидендов. Авторы также проанализировали фиксируемое время работы за неделю для наёмных работников. Как они отмечают, объёмы данных по времени работы не позволяют с большой степенью надёжности оценить влияние выплат. Тем не менее, ориентируясь на результаты по неполному рабочему дню, они оценивают эффект в размере не более одного часа в неделю. В случае группировки результатов по половому признаку видно, что увеличение доли работников, работающих неполный рабочий день, сильнее связано с женщинами — увеличение для них составляет 2,2 процентных пункта, в то время как для мужчин — 0,8 процентных пункта.

Хотя теория и некоторые оценки предполагают, что рост доходов приводит к снижению занятости и общего рабочего времени, авторы не нашли таких фактов. Нулевой эффект по занятости может быть объяснён общим позитивным ответом, смещающим негативный эффект дохода. Безусловные денежные выплаты, возможно, приводят к увеличению потребления, что увеличивает спрос на рабочую силу, как предполагается, в неторгуемом секторе и смягчает потенциальное снижение занятости. Существует ряд фактов, основанных на исследовании роста страховых выплат по безработице во время Великой Депрессии, указывающие на существование такого механизма. Найдено также смещение в спросе на местные товары в результате выплат. Для проверки авторы провели отдельно оценки для торгуемого и неторгуемого секторов Аляски. Как показывают результаты, снижение занятости и увеличение доли работников с неполным рабочим днем заметно в торгуемом секторе, в то время как для неторгуемого «эффект дохода» не обнаружен.

Конечно, выплата в размере $2000 на человека в год не является значительной суммой, и эффекты на рынок труда могут быть слишком слабыми в случае Аляски. Тем не менее, если, например, взять семью из четырёх человек, то общая выплата семье составит $8 000, что уже является значительной суммой. Такого же порядка суммы в случае налогового кредита на заработанный доход (Earned Income Tax Credit — EITC) показали заметное влияние на занятость. В других подробных исследованиях, например в работе Цесарини и других, не смогли найти убедительные доказательства нелинейности в «эффекте дохода». Таким образом, выплаты большей величины могут давать аналогичные эффекты.

Как видно, введение безусловного базового дохода может иметь разные последствия для времени работы и занятости в целом. В случае Аляски эффект на занятость оказался нулевым. И только при анализе данных по работникам, занятым неполный рабочий день, обнаруживается влияние выплат.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Читайте также