Чагин К.Г. Социальные ваучеры как инструмент повышения эффективности социальной политики: анализ первого российского опыта. — Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П.Романова, Е.Ярской-Смирновой. — М., 2008.
Рагозина Л. Г. Социальный счет как модель потребительской субсидии: опыт внедрения в России. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2004
Год финскому эксперименту с безусловным базовым доходом
Приблизить голубую мечту человечества или сэкономить на социальных расходах
В январе 2017 года в Финляндии стартовал эксперимент по внедрению безусловного базового дохода. В течение двух лет 2000 человек в возрасте от 25 до 58 лет будут ежемесячно получать на свой счёт €560. Участники были выбраны совершенно случайно — требовалось только личное согласие, а далее деньгами можно распоряжаться как угодно. Но есть одна особенность выборки — все участники должны быть безработными на момент начала эксперимента.
В январе 2017 года в Финляндии стартовал эксперимент по внедрению безусловного базового дохода. В течение двух лет 2000 человек в возрасте от 25 до 58 лет будут ежемесячно получать на свой счёт €560. Участники были выбраны совершенно случайно — требовалось только личное согласие, а далее деньгами можно распоряжаться как угодно. Но есть одна особенность выборки — все участники должны быть безработными на момент начала эксперимента.
Зачем нужен безусловный базовый доход?
Финны ставят эксперимент с целью выяснить, помогает ли безусловный доход в борьбе с безработицей. В Финляндии долгое время держится слишком высокий для благополучной страны уровень безработицы в 8%, и отчасти он обусловлен системой социальных гарантий: в расчёте на пособия некоторые группы людей отказываются от вакансий, чтобы не понизить свой доход.

Сумма в €560 в Финляндии составляет менее ⅕ от средней зарплаты в частном секторе по стране, то есть это достаточно скромный доход, чтобы получатель оставался озабочен своим материальным положением.

В основе идеи базового дохода лежит соображение о том, что человек, который обладает базовыми финансовыми гарантиями, имеет больше шансов найти подходящую ему хорошо оплачиваемую работу, так как в ситуации гарантированного минимального дохода не нужно ежедневно беспокоиться об источнике пропитания, рисках болезней или необходимости ухода за близкими. Проблема становится всё актуальнее по мере автоматизации и роботизации рабочих мест и постоянной трансформации рынка труда.

Требования правительства к результатам эксперимента сводятся к тому, чтобы сравнить успешность попыток найти работу среди 2000 испытуемых и среди остальных 175 тысяч финских безработных.
Зачем нужен безусловный базовый доход?
Финны ставят эксперимент с целью выяснить, помогает ли безусловный доход в борьбе с безработицей. В Финляндии долгое время держится слишком высокий для благополучной страны уровень безработицы в 8%, и отчасти он обусловлен системой социальных гарантий: в расчёте на пособия некоторые группы людей отказываются от вакансий, чтобы не понизить свой доход.

Сумма в €560 в Финляндии составляет менее ⅕ от средней зарплаты в частном секторе по стране, то есть это достаточно скромный доход, чтобы получатель оставался озабочен своим материальным положением.

В основе идеи базового дохода лежит соображение о том, что человек, который обладает базовыми финансовыми гарантиями, имеет больше шансов найти подходящую ему хорошо оплачиваемую работу, так как в ситуации гарантированного минимального дохода не нужно ежедневно беспокоиться об источнике пропитания, рисках болезней или необходимости ухода за близкими. Проблема становится всё актуальнее по мере автоматизации и роботизации рабочих мест и постоянной трансформации рынка труда.

Требования правительства к результатам эксперимента сводятся к тому, чтобы сравнить успешность попыток найти работу среди 2000 испытуемых и среди остальных 175 тысяч финских безработных.
Неужели все политические силы поддерживают эксперимент?
Программа стоимостью €20 млн не могла не вызвать споров в правительстве и парламенте. Обычно за подобные меры выступают левые партии, но в этот раз в пользу первого полностью оплачиваемого государством эксперимента по введению безусловного базового дохода сложилась экзотическая коалиция из правых сторонников строгой бюджетной экономии и крайне левых, выступающих за расширение социальных гарантий и борьбу с неравенством.

Это может показаться странным, но безусловная раздача денег государства гражданам может оказаться дешевле и эффективнее содержания традиционных институтов всеобщего благосостояния. Сторонников бюджетной экономии с правого фланга как раз и привлекло соображение о том, что переводить деньги напрямую на счёт нуждающихся иногда дешевле обычной социальной политики из-за экономии на административных издержках.

При этом центристы и социал-демократы высказались одинаково остро против. Их основной аргумент сводится к тому, что наличие постоянного дохода снижает мотивацию к труду. Это очевидное с бытовой точки зрения утверждение никогда не было подтверждено на опыте. Главным техническим препятствием для законодательного оформления эксперимента стала Конституция Финляндии, которая требует равного обращения ко всем гражданам вне зависимости от их занятости. С другой стороны, по предварительным подсчётам введение базового безусловного дохода в € 560 для всех граждан Финляндии не потребует никаких изменений в налоговом режиме: финская система перераспределения богатства к этому уже готова.

Согласно опросам, не менее ⅔ финнов стабильно высказывается за введение безусловного базового дохода. В целом по Евросоюзу эту меру поддерживают 68% опрошенных.
Неужели все политические силы поддерживают эксперимент?
Программа стоимостью €20 млн не могла не вызвать споров в правительстве и парламенте. Обычно за подобные меры выступают левые партии, но в этот раз в пользу первого полностью оплачиваемого государством эксперимента по введению безусловного базового дохода сложилась экзотическая коалиция из правых сторонников строгой бюджетной экономии и крайне левых, выступающих за расширение социальных гарантий и борьбу с неравенством.

Это может показаться странным, но безусловная раздача денег государства гражданам может оказаться дешевле и эффективнее содержания традиционных институтов всеобщего благосостояния. Сторонников бюджетной экономии с правого фланга как раз и привлекло соображение о том, что переводить деньги напрямую на счёт нуждающихся иногда дешевле обычной социальной политики из-за экономии на административных издержках.

При этом центристы и социал-демократы высказались одинаково остро против. Их основной аргумент сводится к тому, что наличие постоянного дохода снижает мотивацию к труду. Это очевидное с бытовой точки зрения утверждение никогда не было подтверждено на опыте. Главным техническим препятствием для законодательного оформления эксперимента стала Конституция Финляндии, которая требует равного обращения ко всем гражданам вне зависимости от их занятости. С другой стороны, по предварительным подсчётам введение базового безусловного дохода в € 560 для всех граждан Финляндии не потребует никаких изменений в налоговом режиме: финская система перераспределения богатства к этому уже готова.

Согласно опросам, не менее ⅔ финнов стабильно высказывается за введение безусловного базового дохода. В целом по Евросоюзу эту меру поддерживают 68% опрошенных.
Было ли что-то подобное в других странах?
Финляндия стала первой страной в Европе, запустившей эксперимент с получением безусловного ежемесячного дохода, который полностью финансируется государством.

В 2016 году швейцарцы однозначно отклонили введение безусловного дохода в размере 2500 франков в месяц. 78% голосов было отдано против. Вопреки популярному в России объяснению, самой распространённой причиной голосования против было нежелание терять нефинансовые государственные льготы и гарантии, которые предполагалось фактически монетизировать через базовый доход.

В итальянском Ливорно с 2016 года работает программа ежемесячных выплат в €500 для 100 беднейших семей города. В Канаде и Шотландии готовят запуск похожих на финский экспериментов с теми же объёмами финансирования.

С 2016 года подобный эксперимент готовится в Голландии и Дании. В Утрехте предполагается многоступенчатая система для различных групп под разные условия. В этой схеме сохраняются пособия безработным под обязательства искать работу, а также вводятся безусловные выплаты разных сумм в зависимости, например, от того, работает ли человек в волонтёрских некоммерческих организациях. Максимальный размер ежемесячных выплат будет достигать €970.
Было ли что-то подобное в других странах?
Финляндия стала первой страной в Европе, запустившей эксперимент с получением безусловного ежемесячного дохода, который полностью финансируется государством.

В 2016 году швейцарцы однозначно отклонили введение безусловного дохода в размере 2500 франков в месяц. 78% голосов было отдано против. Вопреки популярному в России объяснению, самой распространённой причиной голосования против было нежелание терять нефинансовые государственные льготы и гарантии, которые предполагалось фактически монетизировать через базовый доход.

В итальянском Ливорно с 2016 года работает программа ежемесячных выплат в €500 для 100 беднейших семей города. В Канаде и Шотландии готовят запуск похожих на финский экспериментов с теми же объёмами финансирования.

С 2016 года подобный эксперимент готовится в Голландии и Дании. В Утрехте предполагается многоступенчатая система для различных групп под разные условия. В этой схеме сохраняются пособия безработным под обязательства искать работу, а также вводятся безусловные выплаты разных сумм в зависимости, например, от того, работает ли человек в волонтёрских некоммерческих организациях. Максимальный размер ежемесячных выплат будет достигать €970.
Сейчас уже можно сделать какие-то выводы?
Эксперимент должен продлиться два года — до января 2019. Только после окончания будет проведена аналитическая работа со всеми необходимыми подсчётами и интерпретациями данных. В этом году можно будет делать какие-то предварительные наблюдения после появления налоговых деклараций участников. Нужно понимать, что по сути этот эксперимент очень далёк от полномасштабного введения безусловного базового дохода и является всего лишь источником экспериментальных данных для тестирования определённой модели с заданными уровнем дохода и целевой группой.

А пока журналисты со всего мира осаждают счастливчиков-получателей в попытках выяснить, как изменяется их положение в обществе и самоощущение. Некоторые участники даже жалуются, что из-за постоянных интервью им не удаётся запустить задуманные предприятия, что, конечно, искажает результаты эксперимента. А их ждут эксперты, политики и энтузиасты по всему миру.
Сейчас уже можно сделать какие-то выводы?
Эксперимент должен продлиться два года — до января 2019. Только после окончания будет проведена аналитическая работа со всеми необходимыми подсчётами и интерпретациями данных. В этом году можно будет делать какие-то предварительные наблюдения после появления налоговых деклараций участников. Нужно понимать, что по сути этот эксперимент очень далёк от полномасштабного введения безусловного базового дохода и является всего лишь источником экспериментальных данных для тестирования определённой модели с заданными уровнем дохода и целевой группой.

А пока журналисты со всего мира осаждают счастливчиков-получателей в попытках выяснить, как изменяется их положение в обществе и самоощущение. Некоторые участники даже жалуются, что из-за постоянных интервью им не удаётся запустить задуманные предприятия, что, конечно, искажает результаты эксперимента. А их ждут эксперты, политики и энтузиасты по всему миру.
Подробности о ходе эксперимента и предварительных наблюдениях можно прочитать на специальной странице на портале Управления социального страхования Финляндии (Kela).
Ближе к окончанию эксперимента мы будем регулярно просматривать новости на этом сайте и пересказывать их вам.